Архитектура жилища Еревана. Формирование архитектурного ансамбля площади Ленина.

Строительством в середине 50-х годов зданий Дома Совета профессиональных союзов Армении (Совпрофа) и гостиницы «Армения» (авторы М. Григорян, Э. Сарапян) завершается формирование архитектурного ансамбля площади Ленина. Одновременно со строительством Дома Совета профсоюзов фасад давно построенного Дома связи был подвергнут реконструкции, так как это здание по своей архитектуре выпало из общего ансамбля площади.

Архитектура жилища Еревана. Формирование архитектурного ансамбля площади Ленина.

В результате реконструкции здание Дома связи стало соответствовать архитектуре Дома Совета профсоюзов и оба здания, объединенные мощной аркой, со стороны площади читаются как одно целое. Здание гостиницы своими общими формами и решением главного фасада гармонирует с отмеченными двумя зданиями и вместе с ними составляет ансамбль юго-западной части площади.

Оставаясь верным в решении общих архитектурно-пространственных форм, высотных отметок и членении Дома правительства и административного здания авторы, однако, вносят в архитектуру ансамбля новые качества. Вместо ордерной системы применены большие арочные порталы, что подчеркивает индивидуальность этих зданий. Различие архитектурных решений главных фасадов зданий гостиницы «Армения», Дома Совета профсоюзов и Дома связи с одной стороны, Дома правительства и административного зданий — с другой способствовало тому, что застройка площади Ленина как бы разделилась на две симметричные группы, что обогащает и усиливает архитектурную выразительность всего ансамбля.

Но в зданиях гостиницы «Армения», Дома Совета профсоюзов и Дома связи наблюдаются некоторые отрицательные тенденции армянской архитектуры первой половины 50-х годов — чрезмерное увлечение декором и др. Надо отметить и некоторую декоративность юго-западной стороны площади Ленина. Облик зданий подчинен не внутреннему содержанию, а их расположению на площади — градостроительный фактор полностью подчинил себе функциональные, конструктивные и экономические факторы.

По главной оси площади, на ее юго-западной стороне, воздвигнут памятник В. И. Ленину, открытый в 1940 г. в день двадцатой годовщины установления власти в Армении. Выполнение проекта было поручено скульптору, народному художнику С. Меркурову и архитекторам Л. Вартанову и Н. Паремузовой. Памятник В. И. Ленину удачно поставлен у начала зеленого бульвара, благодаря чему хорошо воспринимается и фигура вождя, и пьедестал из серого полированного гранита.

Высоко поднятая на пьедестале фигура Ленина из кованой меди хорошо обозревается со всех точек площади. Скульптура имеет сдержанное движение вперед, что придает в целом статически решенному памятнику внутренний динамизм. Несмотря на сравнительно небольшие размеры (общая высота памятника с фигурой составляет 18,5 м), хорошо найденные соотношения всех элементов композиции, своеобразная трактовка и выразительный силуэт позволяют считать памятник В. И. Ленину замечательным произведением монументального искусства.
Архитектура зданий площади Ленина, ее целостность и подчинение единой архитектурно-художественной идее, своеобразие, колоритность и яркая выразительность ставят ансамбль площади Ленина в ряд лучших градостроительных достижений страны.

Площадь Ленина двухсотметровым бульваром и улицами Шаумяна и Налбандяна органически соединяется с площадью, носящей имя верного ученика и соратника великого Ленина вождя Бакинской коммуны Степана Шаумяна. Прямоугольная в плане площадь, застроенная общественными зданиями, с главным административным центром столицы составляет единый пространственный ансамбль центральной части города.

Площадь, организованная пересечением улицы Маркса улицами Налбандяна и Шаумяна, с северо-западной стороны застроена зданием гостиницы «Севан», а с юго-западной — зданием Сельхозбанка. На северо-восточной стороне, на фоне бульвара, в 1931 г. воздвигнут памятник Шаумяну (скульптор С. Меркуров, арх. И. Жолтовский)-организующий центр всей площади. Композиция памятника своеобразна — семь прямоугольных пилонов, объединенных общим антаблементом, стоят на ступенчатом стилобате.

По оси центрального пилона на ступенчатом постаменте поднимается гранитная фигура, изображающая Шаумяна в момент расстрела его английскими интервентами. Огромна сила воздействия памятника, достигнутая единым замыслом архитектора и скульптора, масштабностью памятника по отношению к площади, соразмерностью фигуры и сурового ряда базальтовых пилонов. А лаконичные формы скульптуры правдиво передают выразительный образ большевика-революционера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *