Конкурсный проект на общественный центр парижского района Дефанс

Несомненно, что конкурсный проект на общественный центр парижского района Дефанс, созданный А. Меерсоном в 1982 г., сыграл значительную роль в дальнейшей эволюции архитектора.

То, что идея проекта оказалась глубоко чужда господствующей в это время тенденции к утонченному неоклассицизму, не имеет значения (напомним, что проектом-победителем стал эскиз голландца И. Спрекельсена неокубистская версия наполеоновской Триумфальной арки с тонко рассчитанным углом поворота к Большой оси Парижа). Для авторской группы, руководимой А. Меерсоном, существенно было образное воплощение метафоры: два наклонных небоскреба, расходящихся в небе наподобие огромного знака V (первая буква слова виктуар (победа)- знак высокой преемственности относительно традиций Сопротивления над районом, именуемым Дефане, т. е. оборона). Столь же важным для авторского коллектива было удвоение метафоры: на вершинах небоскребов поднялись фрагменты старинной застройки, уничтоженной при перестройке города.

Я был знаком с этой идеей в момент ее рождения, предполагал, что она не принесет авторам приза на конкурсе, но понимал и другое: это в некотором смысле была победа в не менее существенном состязании — с собственным прежним опытом. Не застыть, не законсервироваться в прежнем умении, не позволить авторскому почерку переродиться в манеру — вот что было здесь важно. И серия проектов 80-х годов, созданных мастерской А. Меерсона, показала, что цель была достигнута.

Учебно-бытовой корпус института на том же Ленинградском проспекте (проект завершен в 1982 г.) — весьма не простая попытка включить здание в ряд послевоенной застройки, разыграть тот вид традиционализма, где каждая черточка решения подчеркивает сегодняшнее отношение к традиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *