Комплекс метафорических ассоциаций с воротами монастыря

Круглые башни лестничных клеток, фланкирующих въезд во внутренний двор, — это целый комплекс метафорических ассоциаций с воротами монастыря (общежитие, совмещенное с учебными помещениями, и впрямь уподобляется монастырю, но по всякому, а скорее Телемскому аббатству из книги Рабле), с излюбленным элементом архитектурных композиций общественных зданий конца 20-х — начала 30-х годов.


Классический ритм увеличения высоты окон то высоте фасада выявлен отнюдь не классическими обрамлениями оконных проемов, тем не менее перекликающимися с традиционными, для старомосковской архитектуры. В то же время этот ритм нарастания снизу вверх в три пояса отвечает такому же ритму фасада соседнего здания послевоенной постройки, но никоим образом их не сближает. При этом сохранена и преемственность по отношению к постройкам на Ленинградском проспекте (расчет на две дистанции восприятия), но добавлена сложнейшая организация внутреннего пространства комплекса, рождающая третий, уже интерьерный, масштаб.

Жилой комплекс между Тверскими-Ямскими улицами (проект завершен в 1984 г.) — чрезвычайно интересная структура планов, требующая специального обсуждения, и одновременно отчетливая попытка включить новее здание в конструктивистский контекст кварталов. Здесь вновь подчеркивается сегодняшнее отношение к тогдашней архитектуре — с несомненной симпатией, но без отождествления.

И наконец, хирургический корпус Института нейрохирургии (в том же районе города, проект 1985 г.), где А. Меерсон отважился на то, чтобы, разыграв фасад изобразительными средствами, благодаря рисунку каменной облицовки превратить типовой проект в глубоко индивидуальный. В этом случае, не имея возможности, ввести второй масштаб в решение строительной коробки, по природе типового проекта безразличной к своему окружению, архитектор вводит второй масштаб в структуру ограждающей поверхности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *