«Я» — через других».

Почему-то в педагогике прижился термин – «адекватный ребенок».
Был проведен эксперимент. Детей просили оценить себя, то есть, поставить себе оценку за какое-то качество.

«Я» - через других».

Сложного ничего нет: найти на линии предполагаемое место того или иного качества, но на линии уже стояли качества других людей. У одних это качество (внимание, память, речь и т.д.) было ярко выражено, и они находились на максимальной отметки, другие же, наоборот, стояли на отметке минимальной. Ребенку просто нужно было найти свое место.

Потом по этой шкале ребенка оценивали взрослые, родители, воспитатели, то есть, те, кто общается с ребенком. Средняя оценка и определяла представление, каким должен быть ребенок. Вот и появились «адекватные дети», оценки которых совпали с оценками взрослых. Однако, «адекватный ребенок» (в кавычках) значит, что ребенок ни уверен, ни самостоятелен, боязлив.

Этот тип детей ведет себя так, как желают взрослые: «Я» — через других». Это означает «хорошо», но у таких детей нет «Я». Они в сравнении с другими застенчивы. Мальчики стремятся быть очень хорошими, девочкам свойственна мечтательность и сентиментальность, но и тем и другим не хватает уверенности в себе.
Вспомним, героев книги Толстого «Детство», которые страдают от того, что не могут быть такими, как хочется взрослым. «Адекватные дети» боятся сделать что-нибудь не так, они смогут обвинять себя во всем.
Вспомним еще один педагогический эксперимент. Группе детей дают пробовать сладкое блюдо, которое с другой стороны — соленое. Девочка, которая попробовала соленую часть, говорит, что она – сладкая. Почему? Чтобы быть такой, как все.

«Адекватность» детей – страшное понятие, а родители не понимают этого. Продолжая подавлять эмоции ребенка, они формируют будущих конформистов. А может стоит задуматься и остановиться, пока не поздно. Перестроиться родителям, чем потом перестраивать детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *