Проектирования усовершенствованных дорог. Способы испытания связующих материалов.

Технически условия на черные материалы и способы их испытания будут вообще различны для материалов разного происхождения и способа производства. В частности, совершенно определенно установлено, что требования, предъявляемые к дегтям и битумам, и способы их испытания южны быть различны, ввиду совершенно разной природы этих материалов. Кроме того, технические условия будут отличаться в зависимости от способа производства работ и типа конструкции дорожного покрытия.

Проектирования усовершенствованных дорог.  Способы испытания связующих материалов.

Основные способы испытания битумов. Удельный в е с. Удельный вес не характеризует непосредственно пригодности материала для дорожных целей, а указывает лишь на принадлежность материала к той или иной категории по происхождению и способу производства. Различные материалы имеют следующий удельные вес.
Удельный вес должен относиться к температуре 20е С и определяться с точностью двух десятичных знаков; способ определения его, принятый в лаборатории, может быть любой (ареометр, пикнометр весь Вестфаля).
Количество битума, растворимого в сероуглероде или четыреххлористом углероде. Оно указывает на то количество материала, которое обладает связующими свойствами; ниже будет показано, что чем больше органических нерастворимых веществ, тем материал более подвержен старению (полимеризация, карбонизация).
Природные битумы обладают даже после очистки обычно меньшим, содержанием битума, чем нефтяные, за счет, главным образом, минеральных частиц: очищенный тринидадский асфальт — 56% битума, природные битумы экстрагированные из песков и песчаников — 90-т-95%, нефтяные битумы — 99%.
Испытание производится посредством фильтрования, центрифугирования или декантации.
Глубина проникания. Консистенция битума является весьма важной его характеристикой, так как она указывает на его применимость для различных видов покрытий. Для известных по происхождению битумов консистенция может служи единственным контрольным испытанием и р и годности материала для данного способа производства работ. Консистенция определяется посредством измерения глубины стандартной иглы, нагруженной некоторым грузом, при известной температуре в течение заданного промежутка времени.

Обыкновенно определяют глубину проникания в течение 5 сек. при температуре 25° С под нагрузкой в 100 г.
В американской практике иногда не ограничиваются одним стандартным определением глубины проникания при 25° С, а определяют ее также при 0° и при 46° С. Отношение полученных трех глубин проникания характеризует изменение консистенции битума при разных температурах. Лучшие сорта американских битумов дают обычно такое соотношение: нефтяные 1 : 2,7 : 14; природные — 1:4: менее хорошие нефтяные 1 : 2,2 : 7; советские нефтяные битумы дают от 1 : 2,55 : 10 до 1 : 2,74 : 10.
Глубина проникания определяется па специальных приборах — пенетрометрах, дающих возможность определить глубину проникания в десятых долях миллиметра. Битум под влиянием изменения температуры последовательно изменяет свою консистенцию от твердой. Для применения на дороге имеет значение наиболее, низкая температура, при которой битум делается хрупким, а также те температуры, при которых битум расплавляется или хотя бы перестает оказывать сопротивление внешнему давлению. В Германии определяют все три эти точки; в других странах обычно ограничиваются только температурой размягчения.
Температурой размягчения считается та температура, при которой 5 г ртути или небольшой шарик весом 3,5 г проваливаются через слой битума толщиной 5-6 мм, предварительно расплавленного и влитого в кольцо или трубочку и затем охлажденного.
Более устойчивые результаты дает второй способ испытания под названием способ кольцо шар.
Точка плавления определяется на специальном приборе Убеллоде. Температура, при которой битум, нанесенный определенным образом на кончик ртутного термометра, размягчается настолько, что образует падающие капли, называется температурой плавления. Можно вместо прибора Убеллоде применять способ кольцо и шар, но брать стальной шарик диаметром 4,52 мм весом 0,44 г.
Температура, при которой битум на шарике термометра, предварительно опущенного в расплавленный материал, не оставляет следов от ногтя, называется температурой затвердения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *