Способы испытания связующих материалов. Потеря в весе при нагревании.

Более точные способы определения температуры хрупкости или затвердевания (способы Фраса, Гепфнера).
Разность или интервал температур затвердевания и размягчения или плавления характеризует способность материала противостоять в покрытии дороги колебаниям температур.

Способы испытания связующих материалов. Потеря в весе при нагревании.

Необходимо, однако, иметь в виду, что наличие минеральных примесей, в особенности мелких, в значительной степени увеличивает температуру размягчения. Поэтому температура размягчения, полученная лабораторным способом, характеризует материал лишь сравнительно, но не может служить пределом, при нагревании выше которого битум в дороге сделается излишне пластичным.

Тягучесть. Как показывают опыты, тягучесть битума, т. е. способность его растягиваться в длинную тонкую нить, весьма характерна для дорожных свойств битума. Битумы, мало растягивающиеся, оказываются неудовлетворительными при службе в дороге. Тягучесть обычно определяется при температуре в 25° С. Однако, для некоторых сортов битума приходится определять тягучесть и при более низких температурах, чтобы установить интервал температур, при которых материал обладает достаточной связностью.
Битум в расплавленном виде наливается в специальную, имеющую восьмерки, разборную форму, предварительно амальгамированную или смазанную глицерином во избежание прилипания, и затем охлаждается до температуры 25° С. Растягивание производится от руки или электродвигателем с определенной скоростью до тех пор, пока не оборвется образующаяся нить.

Испытание указывает на наличие легких составляющих, могущих влиять на постоянство консистенции битума. Испытание обыкновенно производится при температуре 163-165° С в продолжение 5 часов. Для поддержания постоянной температуры в течение такого промежутка времени применяются специальные термостаты.

Битум по сравнению с дегтями является продуктом мало изменяющимся; недаром идущее из древности слово асфальт обозначает неизменяемый. Однако, как показывают опыты, свойства битума меняются как от длительного нагревания, так и от действия сырости, света и воздуха. Испытание на устойчивость основных свойств битума приобретает особо большое значение с введением все новых и новых сортов битумов из нового, ранее не испытанного в дорогах, сырья. Стандартных методов определения погодо- и светоустойчивости битумных материалов не имеется. В дополнение к описанным ниже опытам с испытанием в тонкой пленке, приводим вкратце американский метод Доу и Смита. Приготовляется смесь песка с битумом согласно определенному рецепту, дающему плотную смесь. Затем образцы в виде квадратов со стороной 10 см и толщиной 2-5 см подвергаются ударам молотка при одновременном действии пара. Определяется толщина слоя, на которую проникла вода.
Опасность воздействия на битум воды заключается в возможности эмульгирования битума при наличии подходящих для этого веществ, к числу которых относятся: глина, кварцевая и полевошпатовая пыль. Стандартных опытов испытания пока не имеется.
Наибольшее изменение претерпевают битумы при их длительном нагревании до высоких температур. Так как процесс применения черных материалов всегда связан с их нагреванием до температуры, соответствующей полной текучести, а в некоторых случаях еще и смешением их с горячими каменными материалами, испытание на изменение свойств битума от нагревания приобретает особо важное значение. Существующие методы основаны на пятичасовом нагревании 20-50 г битума при температуре 165° в плоских чашках равного размера. Американская методика предусматривает площадь чашки 50 см2 и высоту ее 3,5 см; германская методика требует, чтобы площадь чашки была 128 см2 и высота 1,5 см; в последнем случае естественно понижение свойств будет сильнее. Полной увязки результатов испытании этим м с действительными свойств битума при его применении в дороге не имеется, ввиду того отделение битума от каменных материалов также связано с изменением свойств его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *